Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 3 марта 2017 г.

«А Ларчик просто открывался»

Вот то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того чтобы поинтересоваться, откуда дует ветер.
                                                    Карел Чапек

Сегодня у меня было ощущение, что я попала в сказку. Самую настоящую сказку. Выступление-концерт-лекция Михаила Казиника стало одним из самых ярких впечатлений за последнее время. Очень хочется передать хотя бы каплю энергии этой солнечной встречи.
На сайте М. Казиника указаны виды его деятельности: он – искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, просветитель.
…Едва вступив в зал, Михаил Казиник порывался скорее начать свою лекцию – так ему хотелось поделиться своими мыслями и убеждениями. Еще до начала записи (встречу снимали на телекамеры) он извинился перед аудиторией за свой скромный внешний вид, как он объяснил – за последнее время у него 9 самолетов, данную поездку он должен завершить в Сан-Франциско, при этом пошутил: «Я буду стараться работать на свою обувь, чтобы вы ее не видели» и лукаво улыбнулся. Как не согласиться с цитатой Николая Векшина: «Интеллигенция — это не класс, не сословие и не культурный слой; это — состояние души»?


Подкупала широкая улыбка – как у счастливого ребенка, М. Казиник был рад видеть собравшуюся аудиторию. С таким настроем началась лекция. Она была восхитительна. Говорили о литературе – лектор наизусть цитировал классиков (и проверял память аудитории), упоминал те или иные исторические факты, играл на скрипке (с этой мелодией была особая история!)… И всё это без остановки хоть на секунду и с огнеподобной энергией. Мне понравилось, что лектор не оставил без внимания место, где он проводил встречу – назвал университет «намоленным местом».
Я по-новому взглянула на великие произведения А.С. Пушкина. По крайней мере, в интерпретации М. Казиника, в его внимании к каждому слову и акцентам я пришла к мнению, что до этого сказки поэта читались мной однобоко. Боюсь, без наводки самостоятельно я не овладею всеми нюансами понимания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова… Лектор на память легко цитировал строки из произведений великих писателей и поэтов.
А что вы скажете на то, что многое в этом удивительном мире укладывается в последовательность чисел Фибоначчи, а глобальнее – всё это можно объяснить правилом золотого сечения? На примере стихов А.С. Пушкина, количестве и соотношении белых и черных клавиш рояля М. Казиник приоткрыл нам это «совпадение». Пожалуй, примеров было бы больше, но время лекции быстро уходило.
Самое трогательное – это трепетное отношение Михаила Казиника к музыке: «Музыка – это величайший язык со своими тайными смыслами». Музыкант твердо уверен, что научившись слушать и слышать музыку, ребенок легко поймет суть и точных, и естественных наук, ему будет легче понимать мир, жизнь и чудо мироздания. М. Казиник настолько верит в это, что слушатели поневоле проникаются духом его уверенности. Наверно, в этом и счастье человека – что он может увлечь других своими убеждениями. А когда музыкант сыграл на скрипке мелодию, когда-то им сыгранную для дельфинов, думаю, у каждого в зале перед глазами встали свои образы. Про дельфинов хотелось бы упомянуть отдельно, М. Казиник тесно общается с идейными вдохновителями проекта «Тридцатая параллель» и сумел однажды в открытом море «собрать» своей игрой на скрипке спугнутых дроном дельфинов.

Мне интересно: каковы взаимоотношения М. Казиника с роялем? Во время встречи он то и дело – по привычке – стремительно оборачивался назад, желая игрой на рояле продемонстрировать доказательства той или иной идеи. И с досадой обращался к аудитории, что забывает об отсутствии в комнате этого королевского инструмента.
А вы можете назвать человека, который может объяснить все известные нам сказки («Красная Шапочка», «Золушка») сонатной формой? Вот и мне бы никогда в голову не пришло связать эти, хм, понятия. Услышав разъяснение про строение сонат и сказок, думаешь: «И как это раньше люди не додумались?..». А этим лектор в очередной раз показал нам взаимосвязь всего и вся. М. Казиник твердо держится идеи единой теории культуры и бодро говорит о выведении формулы взаимосвязи в мироздании: «Мне нужно еще 100 лет. Всё настолько взаимосвязано, что у меня коленки трясутся, и я постоянно счастлив». Замечу, что каждая его серьезная мысль была облечена в мягкий юмор. Это не специальные придумки лектора, это его стиль жизни. И как уж, будучи девушкой, я могу пропустить высказывание про Золушку: «В оригинале у Золушки были войлочные туфельки, из-за неправильного перевода они стали стеклянными. А вы попробуйте потанцевать в хрустальных туфельках… Тут уже не до принца будет!».

Я не зря назвала заметку именно так: «А Ларчик просто открывался». М. Казиник не обошел вниманием эту басню И.А. Крылова. Когда-то, по собственному признанию лектора, он считал, что Крылов не раскрыл мысль в конце произведения. А потом понял: всё было намного проще, нужно было просто открыть ларец. ПРОСТО открыть. Так же просто, как сегодня у меня раскрылись глаза на составляющие этого мира. Мне кажется, я еще больше полюбила мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий