Вот
то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того чтобы
поинтересоваться, откуда дует ветер.
Карел Чапек
Карел Чапек
Сегодня у меня было
ощущение, что я попала в сказку. Самую настоящую сказку. Выступление-концерт-лекция
Михаила Казиника стало одним из самых ярких впечатлений за последнее время.
Очень хочется передать хотя бы каплю энергии этой солнечной встречи.
На сайте М. Казиника
указаны виды его деятельности: он – искусствовед, музыкант, писатель, поэт,
философ, режиссер, просветитель.
…Едва вступив в зал,
Михаил Казиник порывался скорее начать свою лекцию – так ему хотелось
поделиться своими мыслями и убеждениями. Еще до начала записи (встречу снимали
на телекамеры) он извинился перед аудиторией за свой скромный внешний вид, как
он объяснил – за последнее время у него 9 самолетов, данную поездку он должен
завершить в Сан-Франциско, при этом пошутил: «Я буду стараться работать на свою
обувь, чтобы вы ее не видели» и лукаво улыбнулся. Как не согласиться с цитатой
Николая Векшина: «Интеллигенция — это не класс, не сословие и не культурный
слой; это — состояние души»?
Подкупала широкая
улыбка – как у счастливого ребенка, М. Казиник был рад видеть собравшуюся
аудиторию. С таким настроем началась лекция. Она была восхитительна. Говорили о
литературе – лектор наизусть цитировал классиков (и проверял память аудитории),
упоминал те или иные исторические факты, играл на скрипке (с этой мелодией была
особая история!)… И всё это без остановки хоть на секунду и с огнеподобной
энергией. Мне понравилось, что лектор не оставил без внимания место, где он
проводил встречу – назвал университет «намоленным местом».
Я по-новому взглянула
на великие произведения А.С. Пушкина. По крайней мере, в интерпретации М.
Казиника, в его внимании к каждому слову и акцентам я пришла к мнению, что до
этого сказки поэта читались мной однобоко. Боюсь, без наводки самостоятельно я
не овладею всеми нюансами понимания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,
И.А. Крылова… Лектор на память легко цитировал строки из произведений великих
писателей и поэтов.
А что вы скажете на то,
что многое в этом удивительном мире укладывается в последовательность чисел
Фибоначчи, а глобальнее – всё это можно объяснить правилом золотого сечения? На
примере стихов А.С. Пушкина, количестве и соотношении белых и черных клавиш
рояля М. Казиник приоткрыл нам это «совпадение». Пожалуй, примеров было бы
больше, но время лекции быстро уходило.
Самое трогательное –
это трепетное отношение Михаила Казиника к музыке: «Музыка – это величайший
язык со своими тайными смыслами». Музыкант твердо уверен, что научившись
слушать и слышать музыку, ребенок легко поймет суть и точных, и естественных
наук, ему будет легче понимать мир, жизнь и чудо мироздания. М. Казиник
настолько верит в это, что слушатели поневоле проникаются духом его
уверенности. Наверно, в этом и счастье человека – что он может увлечь других
своими убеждениями. А когда музыкант сыграл на скрипке мелодию, когда-то им
сыгранную для дельфинов, думаю, у каждого в зале перед глазами встали свои
образы. Про дельфинов хотелось бы упомянуть отдельно, М. Казиник тесно общается
с идейными вдохновителями проекта «Тридцатая параллель» и сумел однажды в
открытом море «собрать» своей игрой на скрипке спугнутых дроном дельфинов.
Мне интересно: каковы
взаимоотношения М. Казиника с роялем? Во время встречи он то и дело – по
привычке – стремительно оборачивался назад, желая игрой на рояле
продемонстрировать доказательства той или иной идеи. И с досадой обращался к
аудитории, что забывает об отсутствии в комнате этого королевского инструмента.
А вы можете назвать
человека, который может объяснить все известные нам сказки («Красная Шапочка»,
«Золушка») сонатной формой? Вот и мне бы никогда в голову не пришло связать
эти, хм, понятия. Услышав разъяснение про строение сонат и сказок, думаешь: «И
как это раньше люди не додумались?..». А этим лектор в очередной раз показал
нам взаимосвязь всего и вся. М. Казиник твердо держится идеи единой теории
культуры и бодро говорит о выведении формулы взаимосвязи в мироздании: «Мне
нужно еще 100 лет. Всё настолько взаимосвязано, что у меня коленки трясутся, и
я постоянно счастлив». Замечу, что каждая его серьезная мысль была облечена в
мягкий юмор. Это не специальные придумки лектора, это его стиль жизни. И как
уж, будучи девушкой, я могу пропустить высказывание про Золушку: «В оригинале у
Золушки были войлочные туфельки, из-за неправильного перевода они стали
стеклянными. А вы попробуйте потанцевать в хрустальных туфельках… Тут уже не до
принца будет!».
Я не зря назвала
заметку именно так: «А Ларчик просто открывался». М. Казиник не обошел
вниманием эту басню И.А. Крылова. Когда-то, по собственному признанию лектора,
он считал, что Крылов не раскрыл мысль в конце произведения. А потом понял: всё
было намного проще, нужно было просто открыть ларец. ПРОСТО открыть. Так же
просто, как сегодня у меня раскрылись глаза на составляющие этого мира. Мне
кажется, я еще больше полюбила мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий