Не
существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует
окончательной меры для полноты этой виртуозности.
Константин Сергеевич Станиславский
Константин Сергеевич Станиславский
04-06 апреля 2017 года прошли для меня под знаком
открытий. Сейчас даже неловко вспоминать, как я почти отказалась от этой
возможности, однако хочу выразить своему наставнику огромную благодарность – за
то, что настоял.
В эти дни я стала богаче: новые эмоции, понимание ранее
неизвестного, открытия…
Думаю, мой наставник это предвидел. Пожалуй, стоит
рассказать о всех впечатлениях.
В Казани прошел III Всероссийский
форум «Время кино». Программа мероприятия была втиснута в 3 дня, проходила на
трех и более площадках. Казалось, участники готовы были растянуть эти дни, поскольку
на все встречи, мастер-классы, питчинги и пр. попасть было невозможно чисто
физически. Я посетила максимальное количество мероприятий, обязательных для
студентов.
День 1-й, 04.04.2017.
В первый день форума мы собрались в шоу-руме Высшей
школы журналистики. Встреча началась с печальной ноты: накануне произошел
теракт в Санкт-Петербурге, мы почтили минутой молчания жертв трагического
события. А дальше закрутился калейдоскоп интересных спикеров. Первым кратко
выступил директор кинотеатра «Мир» Александр Ишимов, мне показались интересными
его фразы: «СМИ делают жизнь фильма», «Кинопоказ и кинопросмотр – это
искусство, фильм нужно смотреть от начала и до конца». Вы ведь тоже не
задумывались, что посмотреть фильм – это не просто прийти в кинотеатр или дома
просмотреть фильм – и всё это с возможностью в любой момент уйти или прервать?
Иногда для фильма нужно терпение, которое, впрочем, мы развивали в этот же
день, но об этом позже.
«Интенсив по киножурналистике: практика кинообзора»
– очень живую лекцию-встречу об этом нам провела Вероника Скурихина. Правда, в
лицо до встречи мы ее не узнали, выяснилось, что именно она
до официального открытия раздала всем
присутствующим листочки, выдранные из блокнота (удивительно, но студенты –
основной состав присутствующих – не вели записи!).
Симпатичная девушка в брюках
цвета хаки, полосатом свитшоте и в умилительных полосатых носочках оказалась
кинообозревателем телеканала «Россия-1». Но ее работа не ограничивается работой
на телеканале, она также кинообозреватель и шеф-редактор http://www.tenstars.ru/, блогер… Девушка с потрясающим чувством юмора. Листочки перед
встречей были розданы нам не случайно: Вероника попросила нас написать вопросы,
которые очень интересуют, а пока мы пишем… Впрочем, дословно: «Пока вы пишете,
у меня есть 3 минуты – выйти за дверь и помандражировать». Листочки мы сдали и
порционно в течение двух дней получали ответы Вероники на свои вопросы. Порционно
– потому что нам хотелось охватить всё, а время стремительно улетучивалось.
Вероника Скурихина |
На встрече нас больше всего интересовало, как
Вероника пришла в журналистику в целом, а тем более в такую область, как
киножурналистика, в чем особенности ее работы и т.д. В основном мы говорили о
мейнстриме – что это такое в мире кино, как мы к нему относимся, хорошо это или
плохо… Вероника Скурихина считает: «Мейнстрим – это фильмы, которые актуальны в
недели проката и плюс-минус пару недель». И тут же из аудитории сыпались
вопросы по конкретным фильмам. На примере фильма «Путешествие времени» Терренса
Малика Вероника Скурихина показала свое видение разницы между мейнстримом и не
мейнстримом: «Путешествие времени» Малика имеет 2 версии: та, которая длится
1,5 часа, – не мейнстрим, это полноценная умозрительная поэма; та версия,
которая идет 50 минут – мейнстрим документального проекта». Надо сказать, о
режиссере Т. Малике в эти дни мы поговорим много-много раз.
Самые ценные лично для меня советы В. Скурихиной
касались рецензий и работы с аудиторией. Во-первых, она честно посбивала короны
у свежепекущихся журналистов-кинообозревателей: «Рецензия – не только для
самолюбия, но и для аудитории. …Когда вы пишете рецензию – пишите грамотно, но
не думайте, что вы откроете всему миру правду, думайте о своей аудитории.
Аудитория определяет вашу рецензию. Современная аудитория не терпит умничанья»,
«Журналистика подчинена аудитории, подчинена редакции». Немало говорили об
авторском кино: «Авторское кино, как никакое другое, нуждается в поддержке СМИ.
Выбор – какое авторское кино поддержать – стоит отчасти за вами, отчасти за
редакцией. Вам, в первую очередь, нужно убедить редакцию, и тут включается
лучший журналист, гораздо лучший, чем журналист, который потом про фильм напишет».
Во-вторых, на сложные и порой излишне неудобные вопросы Вероника Скурихина
отвечала откровенно. И здесь были советы из жизни: «Вам может не понравиться
фильм, но попытайтесь взглянуть глазами аудитории».
Про засилие негатива в соцсетях невозможно было не говорить,
Вероника Скурихина: «Вы интегрированы в соцсети и видите перекос в негатив в
комментариях. С оценками кинематографа происходит то же самое», «Разница между
блогерами и журналистами: вы – журналисты, забудьте о том, что ваши личные
блоги – картины вашей журналистики. Блоги сводят всё к абсолюту, но чаще к
негативу. Ругать намного проще. Это намного проще, чем похвалить кино.
Журналистов отличает неабсолютизированное мнение», «Кинематограф – как вид
искусства – вызывает, в первую очередь, наши человеческие эмоции», «Писать
хорошие рецензии – адски сложно. Вам нужно научиться писать о картинах хорошо
не для того, чтобы пропиарить».
С нетерпением ожидая встречи с киноведом, кинокритиком
Евгением Майзелем мы немного удивились, когда нам включили фильм. Картина
оказалась детищем Терренса Малика – «К чуду». Честно признаюсь, произведения
этого режиссера я ранее не видела. Фильм …необычен. Нет, правда, я такие
практически и не смотрела (или – совсем уж честно – не досматривала, наверно).
«Прыгающая камера» Эммануэля Любецки, бессловесность героя Бена Аффлека,
драматичные состояния героини Ольги Куриленко, нетипичность образа Хавьера
Бардема – простое перечисление «странностей» фильма, полагаю, дает
представление о настроении зрителей. Некоторые на середине фильма откровенно
зевали. Поразительно, я не была в их числе. Фильм мне понравился. Более всего
меня удивила операторская работа Эммануэля Любецки: если в картине «Выживший» я
была без ума именно от искусного оператора и фильм запомнился именно этим, то
фильм «К чуду» оказался работой того же оператора и был снят совершенно
по-другому, хотя довольно интересно. Эти работы отличались – на мой взгляд –
кардинально, поэтому не верилось, что их снял один и тот же мастер.
Евгений Майзель |
Евгений Майзель специально выбрал фильм «К чуду» для
просмотра собравшихся, было очень необычно услышать суждения киноведа,
кинокритика. Речь отличалась склонностью к академической. Нет, это не было
показным, просто Е. Майзель привык общаться именно так. Академизм смягчался
живостью лектора, полным погружением в тему лекции и необыкновенной любовью к
кинематографу. Про фильм «К чуду» и его режиссера Евгений Майзель высказал нам
свое мнение: «Эта картина мастера, которая не столько снимает мир, сколько
создает его. Малик – интересен не просто как большой мастер, который интересен
в своих промахах, он – режиссер-философ». По мнению Евгения Майзеля работам Т.
Малика свойственны многозначительность, гуманизм, эллиптичность повествования,
конспективный стиль изложения. Е. Майзель: «Фильм «К чуду» – второй фильм
«нового» Малика. …Особенность и старого, и нового Малика – автономия голоса и
изображения. В «К чуду» эта черта приобретает новое концептуальное качество. В
этом фильме слова важны. Все странные реплики очень вписываются и очень
последовательно объясняют мысль режиссера. …Реплики имеют значения, но сложно
уложить смысл прямо на факты», «Сильная черта Малика – способность угадывать
больше философские сущности», «К чуду» –
маленькое, камерное кино. В нем идет речь о сложной связи, о попытке построить
систему переживаний через пространство».
Вечером этого же дня состоялся предпоказ
полнометражного фильма «Из Уфы с любовью» режиссера Айнура Аскарова. Предпоказ
проходил в кинотеатре «Мир» г. Казани. Подчеркиваю именно город, поскольку на
предпоказе было много гостей из других регионов, а премьера в самой Уфе пройдет
13 апреля. Обещали, что в прокат в Казани картина выйдет 20 апреля, и лично я
буду этого ждать. Давно не случалось посмотреть просто добрый фильм с
позитивным юмором – антиподом нынешним ток-шоу и т.н. комедиям. До начала
предпоказа я не знала, что в зале сидят кинокритики, причем их оказалось
немало.
Режиссер фильма "Из Уфы с любовью" Айнур Аскаров, оператор Тимур Ганеев |
И знаете, по окончанию просмотра единичными
замечаниями были лишь: трейлер (сочтен неудачным, но: «Это может даже хорошо,
что фильм намного лучше трейлера, а не наоборот, как сейчас повсеместно», – к
сожалению, не отследила автора замечания), название («Сомневаюсь, что москвичи
придут на фильм с таким названием, может поменяете?» – также не узнала в лицо
говорящего). Единодушно сошлись на том, что фильм надо выводить в федеральный
прокат, что региональный фильм получился удачным, что несмотря на скромный
бюджет (4,5 млн рублей – грант руководства Республики Башкортостан, 500 тыс.
рублей – личные средства режиссера и его сподвижников) снято отлично.
Незатейливый сюжет? Да. Порой прямолинейная наивность? Да. Однако: чудесная
операторская работа? Да. Незамыленность игры актеров? Да. Потрясающе показанный
город? Да. Итог: советую посмотреть.
День 2-й, 05.04.2017.
Время 08.30 утра. С беспокойством оглядываю коридор:
никого. Сверяюсь с программой форума, нет, всё верно, начало в 09.00, место проведения
– шоу-рум университета. Завидев знакомое по предыдущему дню лицо облегченно вздыхаю.
У парня на лице тоже написано облегчение. Разговорились. Парень оказался из
Уфы, приехал специально на форум. Накануне он очень интересовался у Вероники
Скурихиной, можно ли стать кинообозревателем, живя на периферии. Жалею, что не
спросила имя и чем он в жизни занимается. Но мы успели обсудить фильм «Из Уфы с
любовью», состояние регионального кинематографа…
Вероника Скурихина посетовала, что купить в 08.00
утра кофе в центральной части Казани невозможно: все заведения начинают работу не раньше 09.00 часов! И удивилась, что
в зале сидит несколько человек, по-моему, ее еще больше порадовал ответ на
вопрос: что заставило вас прийти с утра – Вероника, Вы – клевая!
Мы продолжили разговор о сути кинообозрения. Снова
юмор, полезные советы, живая реакция, подлинный интерес дополняли друг друга,
создавая ту волшебную атмосферу, когда льются вопросы, каждый – на вес
золота, а ответы – еще дороже, при этом каждый участник беседы получает
удовольствие от общения.
Тезисно даю мысли и мнение Вероники Скурихиной,
которые чисто субъективно показались мне наиболее ценными: «Сейчас период
эклектики во всем. Кинематограф, в первую очередь – массовый, эклектичен сам по
себе: он берет самое лучшее из всех вех развития кинематографа. Это не
буквально неореализм, скорее, имеются черты неореализма»; «Ваши материалы [как
кинообозревателя] должны быть эклектичны для того, чтобы быть в тренде»; «Нужно
искать не положительное, но интересное»; «Самое главное в кинорецензии –
обосновать, почему плохо, если на самом деле плохо»; «Если картина была
представлена на фестивале – нужно обязательно указать фестивальное мнение»;
«Самое главное в профессиональной культуре кинообозревателя – никаких
спойлеров».
Отведенное для практикума время быстро истекло,
Веронику Скурихину сменил Евгений Майзель. Речь пошла немного в другом русле:
все-таки тема определяет дух общения. Пожалуй, точнее, чем автор изречений,
мысль я передать не смогу, а потому цитатно: «Авторское кино не может быть
жанровым, уходит в драму (сложные эмоции, избегание общепринятых эмоций)»;
«Кинокритик – человек, который занимается в хорошем смысле спекуляцией кино.
Киноведение – сугубо научная работа»; «Разница между кинокритикой и
киноведением: журналист служит обществу, обслуживает интересы читателя;
кинокритик интерпретирует, сообщает новые факты»; «Кинокритик и киновед могут
быть хорошими специалистами, если им это действительно интересно».
Не могу не заметить: хоть Вероника Скурихина и
Евгений Майзель выступали автономно, но многие мысли у них совпадали, Вероника
неоднократно подчеркивала: «Если вы хотите писать о кино, вы должны определить
для себя, что вы любите»; «Я хочу, чтобы вы для себя выбрали – в чем вы хотите
разбираться».
Евгений Майзель перечислил кинофестивали, проходящие
в России, при этом очень четко обозначая особенности каждого, рассказывая об их
состоянии на сегодняшний день и занимаемом месте. Уход немного в историю нашей
страны был мне особо близок (юриспруденция, привет!), только свободный человек
может сказать: «С некоторых пор преступление под названием «цензура»
превратилось в институт». На мгновения, когда по окончанию мастер-класса к
Евгению Майзелю подошла организатор и сказала: «За Вами приехали», наступила
зловещая тишина. Только что говорили о сталинизме, экстремизме, политике в
целом… Сообразив истинное значение слов организатора все облегченно
рассмеялись… Мастер-класс завершился.
В этот вечер по объективным причинам я не успела на
кинопоказ фильма «Училка» и творческую встречу с режиссером Алексеем Петрухиным.
Видимо, в другой раз, я верю в необходимость происходящего и только
происходящего.
День 3-й, 06.04.2017.
Алексей Петрухин, Вероника Скурихина, директор ВШЖ Л.Г. Толчинский перед началом ток-шоу |
В завершающий форум день для студентов планировалось
проведение ток-шоу – «Кинобатл: какое кино сегодня нужно зрителю?». Участниками
«боя» были заявлены: кинообозреватель Вероника Скурихина, киновед, кинокритик
Евгений Майзель, кинопродюсер и режиссер Алексей А. Петрухин.
Кинобатл в разгаре: Е. Майзель, А. Петрухин, В. Скурихина |
Эмоции в ходе горячей беседы накалились: вроде бы
все участники и согласны друг с другом, но рассматривают кинематограф каждый со
своей позиции. Иногда зрители попросту не успевали перехватить «шарик
пинг-понга» – настолько быстро спикеры отвечали друг другу, оппонировали!.. Но
оппоненты – что очень важно – были настроены друг к другу очень уважительно и
дружелюбно. При беседе затронули даже Библию – А.Петрухин: «Самый крепкий,
самый сильный сценарий – это Библия», Е. Майзель тут же, задумчиво: «Как
сценарий Библия [при съемке] развалится…». Думаю, здесь, скорее, была борьба
между любовью к своему делу и попытками принять позицию «противников». Всё
завершилось необычно: завершающими словами спикеров были:
Е. Майзель: – Призываю любить кино, смотреть кино!
Е. Майзель: – Призываю любить кино, смотреть кино!
А. Петрухин: – Присоединяюсь к этим словам!
В. Скурихина: – Лайк всем!
Мои личные итоги по завершению форума «Время кино»: это
было полезно, это было познавательно, это было весело. Киножурналистика для
меня – абсолютно новая сфера, а люди, всем сердцем увлеченные делом, всегда
интересны независимо от вида деятельности. Я рада, что у меня была возможность
увидеть всё это, услышать интересных людей – профессионалов своего дела,
прочувствовать атмосферу кино, как бы пафосно это ни звучало. Моя жизнь
наполнилась новым опытом, и я снова с благодарностью вспоминаю наставника. Для
себя я нашла подтверждение принципа: неинтересно – а ты дойди до конца и
посмотри, будет ли так же неинтересно?
P.S. Красивым завершающим штрихом
форума была просьба Вероники Скурихиной студентам задержаться после батла и ее
новость: Вероника еще в первую встречу предупредила, что это ее первая лекция в
жизни, а после батла сообщила, что ее главный редактор предложила провести лекции
своим студентам. Согласитесь, замечательная новость?
P.S.S. Фотографии автора.
P.S.S. Фотографии автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий