Журналисты несколько схожи с
Данаевыми дочерьми, которых боги приговорили наполнять водой бездонную бочку.
Карел Чапек (1890-1938), чешский
прозаик, драматург, фантаст
Не зря был выбран такой эпиграф, журналистика, особенно
ее область, связанная с новостями, как нельзя лучше подтверждает изречение
Карела Чапека.
Новым гостем мастер-класса в Высшей школе
журналистики была Лилия Галимова – заместитель директора филиала ФГУП
ВГТРК ГТРК «Татарстан», начальник службы информационных программ ТВ.
Л.Г. Толчинский, директор ВШЖ, представляя гостью, сказал
следующее: «…мы много раз говорили, что нам важно знать мнение, «украсть»
мастерства у тех, кто чего-то достиг. Сегодня у нас – уникальная смычка: возможность
узнать, как местное, то, что здесь важно, существенно, превращается в
федерально востребованное, значимое».
Лилия Галимова немного поведала нам о компании, в
которой работает (например, что в мае программе «Вести» холдинга ВГТРК стукнуло
25 лет!), рассказала о преимуществах работы в холдинге: эта большая структура
имеет филиалы в каждом регионе России, поэтому возможно получение информации с
любого уголка страны, но основное преимущество для региональных журналистов –
возможность выйти в эфир на федеральном уровне. Поэтому перед филиалами стоит
задача вывести события своего региона на федеральный канал, прорекламировать
себя. Для достижения этих целей можно пойти двумя путями: самим сформировать
график тем и, может быть, московские редакторы выберут из присланных со всех
регионов именно твою тему. А можно снять материал и убедить московских редакторов, что новость
интересна не только республике, но и всей стране. Коммуникационные способности –
то, на чем строится общение с редакторами.
Лилия Галимова поведала и о таких хитростях для
создания качественного журналистского материала, как: «Задайте себе вопросы:
почему редактор должен прочесть ваш текст? Кому вообще интересно то, что вы
сделали?».
Очень полезно было узнать критерии отбора сюжета в
федеральный эфир:
1) событие
2) тема
должна быть интересна всем
3) прецедент,
необязательно масштабный
4) трагедия
(«К сожалению, трагедии вызывают интерес»,
– Л. Галимова)
5) первое
лицо республики
6) эксклюзив.
Новым для меня было понятие «продать слона» – как выяснилось,
это из профессионального сленга, у телевизионщиков ГТРК «Татарстан» это значит –
убедить московского редактора, что материал будет интересен всей стране.
Про премию ТЭФИ-регион, полученную программой Вести-Татарстан
в ноябре 2016 года, Л. Галимова сказала так: «Когда говорят премия, представляют
деньги (смеется). На самом деле, это тяжелая статуэтка. ТЭФИ дается всем
известным телевизионным людям России, например, получал Познер. Большая удача –
получить эту премию, это огромная гордость за команду».
Гостья выражала в своих ответах на вопросы свое
видение журналистики или отдельных ее частей и, конечно, рассказала, как
строится работа в ГТРК «Татарстан»: «Новости создают огромное количество людей.
Каждый элемент механизма имеет значение, начиная от водителя, который возит
съемочную группу и тем обеспечивает съемку»; «На ВГТРК очень много молодых
специалистов – приходят из разных профессий. Даже инженеры высокомолекулярной
химии есть. У нас же работа – это не та романтика, которую все представляем. На
телевидении не знаешь, где ты будешь вечером. Бывало, выдергивали людей из
постели»; «Преимущество профессии в том – я после каждого интервью выхожу
переполненной. Удача – разговорить на интервью замкнутого человека. Самая
большая удача: когда интервью заканчивается, а интервьюируемый подходит и
говорит: «Спасибо, с Вами было интересно»; «Позитив проигрывает негативу [в
популярности], но моя задача – не допустить попадания негативного материала на
федеральный канал, чтобы не создавать негативный образ республики»; «Должен
быть балласт между негативом и позитивом», «У нас задача – делать хорошие в
классическом понимании информационные программы»; «Слово «я» в информационной,
редакторской работе вообще не присутствует», «Тем для телевизионного освещения
очень много, Татарстан – республика, перенасыщенная информацией».
На вопрос о самом важном уроке в профессии был дан
интересный ответ, скорее даже – совет: «В профессии вообще каждый день чему-то
учишься. Но очень важно держать холодную голову», и тут же еще один: «Всегда
лучше перепроверить факты тысячу раз, чем бежать с факелом, что всё докажешь».
По поводу перепроверки фактов – совет ценен тем, что исходил из уст
профессионала, все-таки воспринимается по-другому, чем сказанное много раз на
обычной паре.
Не обошли стороной и провокационную область:
студентам не терпелось узнать – что важнее: привлекательный вид ведущих или то,
что они говорят? Ответ был достойный: «И то, и другое важно. Политика канала –
эстетично выглядящие ведущие». И Лилия Галимова поведала о нюансах создания
образа ведущим канала: как выбирают ткани для жакетов, например. Мы не можем
это узнать откуда-либо еще, можно сказать – выведали секреты канала.
Еще один ценнейший совет из практики Лилии
Галимовой: «Если вас узнают на улице, не спешите подтверждать, что это точно
вы, потому что не известно, с какими целями подошел человек».
Вопрос о содержании вестей также был не из простых,
и здесь получили удовлетворивший нас ответ: «Есть, конечно, баланс с негативом
и позитивом. Социальная тема должна быть обязательно. Желательно, чтобы в конце
был «бантик». Желательно, чтобы была экономическая тема. Желательно, чтобы был
проблемный сюжет. Часто такие проблемы начинают решаться, когда выходят
проблемные сюжеты».
С достоинством выдержав заковыристые, а порой и
просто острые вопросы, Лилия Галимова завершила мастер-класс. Что ж, появилась
пища для обдумывания. А выводы делаются после анализа.
…Особо было приятно, что
гостья-профессионал – из моего родного города, и мы даже учились в одной школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий